Сады Древнего Рима
На Апеннинском полуострове все способствовало становлению искусства ландшафтного дизайна: мягкий климат, обилие рек и ручьёв, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка), широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений.
Здесь с давних времен произрастают дуб, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, различные виды сосен. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке — буксус, лавр, мирт. Из цветочных — лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
Нерукотворные пейзажи Средиземноморья вдохновляли художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, а также создателей садов и парков.
Сады в Древнем Риме пользовались большим почётом и были расположены как в центре города, так и на окраинах. К началу I века нашей эры сформировались сады нескольких типов.
Священные рощи
Создание этих садов связано с религиозным культом. В них всегда были небольшой храм, источник, часовня или алтарь.
Городские общественные сады
Обычно разбивались на площадях при театрах или теремах и были различны по размерам. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
Сад-перистиль
Небольшие по размеру, подчиненные планировке дома сады и располагающиеся, как правило, во внутреннем дворе. Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Дворик оформлялся скульптурой, кустарниками, цветами и снабжался водой.
Сады при виллах и дворцах
Имели различное назначение — от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако лестницы ещё не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно.
Сады-ипподромы
Такие сады представляли собой плоское открытое пространство прямоугольной формы с одним закругленным концом, с газоном и цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
В целом ландшафтные мастера Древнего Рима внесли большой вклад в становление садово-паркового искусства. Здесь впервые появились фигурная стрижка кустов, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей. Однако, стоит отметить, что при создании садов отсутствовало композиционное единство.
После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства нашли своё дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения
На рубеже ХIV—XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращённое к гуманизму античности, её архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.
Возрождение — это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий.
В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов. Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически соединены природа и искусство.
Сады при дворцах и виллах эпохи итальянского Возрождения развивали идею террасного парка. Но теперь каждая из террас мыслилась как законченное целое. На террасе создавалась вполне самостоятельная композиция. Общая же композиционное решение всего сада открывалось постепенно, по мере того как посетитель поднимался с одной террасы на следующую. Кульминацией становился вид с самой верхней террасы, объединявший общий ансамбль.
Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с её блеском и музыкой — со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. В итальянских садах эпохи Возрождения фонтаны приобрели поистине художественные формы.
В аллеях росли ширококронные деревья — платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зелёных стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже — сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.
Зелёные массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозелёных деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелёными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном хвойные — сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся — виноград, розы, плющи — использовали в перголах.
В итальянских садах появляется новый приём — боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур — чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди.
Посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью. Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.
Богатство и пышность во всем, но без перегруженности, учёт цвета и световых эффектов, продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов — композиционность — вот ключевой отличительный признак садов этой эпохи.
Довольно быстро итальянский сад распространился на территории остальной Европы, и вскоре уже беседки и гроты, фонтаны и скульптура стали обязательными элементами садов Франции, Англии, Нидерландов, Германии и других развитых стран.
Современный сад в итальянском стиле
Итальянский стиль в ландшафтной архитектуре- это вариации на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окружённый стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными и прямыми дорожками.
Часто в центре композиции располагается водоём или фонтан, а вокруг него цветники или мощёная площадка. Клумбы и водоёмы решены в формальном стиле (круг, овал, квадрат). Патио, приподнятое на несколько ступенек примыкающее к дому, является характерным элементом итальянского сада. На этой террасе расставляется садовая мебель, вазоны с цветами, скульптуры — неотъемлемого атрибута итальянского стиля. Скульптурное оформление фонтанов, гротов, цветников, аллей придаёт итальянским садам сильное эмоциональное звучание.
Итальянский сад в среднерусской полосе
Предположим, что вы не склонны к утилитарным вещам и вам по душе небольшой романтический садик. Что же, это тоже вполне осуществимо. Обратимся к итальянским садам с их ароматом Средиземноморья. Подобный вариант сада можно с успехом реализовать на любом солнечном участке. Если участок имеет естественный уклон, то успех гарантирован.
Организуйте две небольшие террасы. Верхнюю замостите плиткой (если позволяют средства — итальянской мозаичной, в остальных случаях — природным плитняком), а на нижней устройте водоем с небольшим фонтаном, по периметру которого посадите низкие кусты парковых роз. Ограду необходимо декорировать. Для этой цели подойдут красивоцветущие кустарники: душистый жасмин, белопенная в цветении спирея Ван-Гутта или спирея ниппонская, солнечно-жёлтая форзиция, махровый миндаль, мушмула, сортовые вейгелы, сорта гортензии метельчатой и древовидной.
В нижнем ярусе — низкорослые кустарники: айва японская, спирея японская, ракитник русский, миниатюрные розы, стефанандра, зверобой. Особенный колорит придадут участку хвойные растения: колонновидные формы туи западной повторят очертания нежного кипариса, а итальянскую сосну (пинию) заменит низкорослая форма сосны Веймутова. Кустарников должно быть много, а вот деревьев достаточно двух-трёх, а ещё лучше посадить только одно.
Сделав разрыв в сплошных кустарниковых посадках, на незакрытой части ограды укрепите маскарон или устройте пристенный фонтан. Увейте в этом месте ограду лианами: девичьим виноградом или виноградом амурским.
На верхнюю мощёную террасу вынесите лёгкий стол со стульями для семейного чаепития. Не ограничивайтесь посадкой растений в грунт. Для Италии характерно большое количество вечнозелёных лиственных растений, которые у нас не растут из-за холодных зим. Но не стоит расстраиваться! В итальянском садике уместны контейнеры с небольшими деревцами лавровишни, падуба, лимона, мирта, лавра или самшита.
На зиму их необходимо забрать в дом. В горшках, выставленных во дворе, можно вырастить и теплолюбивые кустики розмарина, лаванды, японского бересклета. Не оставляйте без внимания стены дома — пусть их украсят плетистые розы и амурский виноград. На нижней террасе в зелёной нише растений поставьте скамью для уединенного отдыха. Украшением итальянского сада послужит скульптура, ваза, фонтан, выполненные в классическом стиле. А у входа в дом прекрасно будут смотреться подвесные корзины с плющом и яркими цветами.
Эту статью хочется завершить словами одного из самых известных садоводов Апеннинского полуострова, Бернардо Тори, знаменитого тем, что украшал в своё время поместья крупных мафиози, говорит об итальянском саде: «Сад должен утешать усталого, успокаивать плачущего, веселить скучающего и заставлять весёлого задуматься о бренности бытия».
Используемая литература:
Г. Зюилен «Все сады мира»
В. Дормидонтова «История садово-парковых стилей»
журнал «Стильный сад» № 2 (февраль 2004)
журнал «Ландшафтный дизайн» № 2 (февраль 2005)
См. также:
Сады мира. Часть 3. Китай, Сады мира. Часть 1: Индия, Капля за каплей