Садово-парковое искусство — одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо — Даро и Хараме — и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева — древнейший индийский культ, воспринятый впоследствии буддизмом (известно, что каждый период жизни Будды связан с определённым деревом) от более древних религий. В 500 году до н. э. «Махабхарата» и «Рамаяна» — знаменитые эпосы Древней Индии — описывая столичные сады, упоминают манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос. В Индии есть скульптурное дерево желаний, у которого люди просят пищу, питьё, одежду, украшения и… красивых девушек.
«Золотым веком» садоводства в Индии считается период со II по IV век н. э. В это время расцветает искусство: в честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль.
В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырёх типов: для царей, для царской семьи, для жрецов и царедворцев (увеселительные), посвящённые богу Индре. В эту эпоху жизнь индийских аристократов в основном протекает в саду, а не в доме, поэтому сад оснащён всем необходимым для увеселения и беззаботного времяпрепровождения: водоёмом, утопающим в кустах жасмина павильоном, качелями. На ветвях деревьев (манго, баньян) висят клетки с птицами, а в прудах плавают лебеди, гуси и утки.
Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи (XVI—XVIII века н. э.). Мотивы мусульманского Востока всё сильнее проникают в индийский сад. Всё чаще и чаще в строительстве используется принцип Чор-Бак — многократное деление сада на квадраты. Сад делится на четыре квадрата, которые, в свою очередь, делятся ещё на четыре квадрата. В качестве разделительных полос используются не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивают фонтаны или строят бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, начинает играть главную роль в индийском саду. Всё остальное — мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки — становится дополнением, цель которого — оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Шалимар в Лагоре (ныне — территория Пакистана), сад Пинжор (и сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии), сад Нишат.
Со временем Могольский сад преобразуется в Раджпутский сад. Этот тип сада возникает в результате слияния двух культур: Раджастана (Центральной Индии) и культуры Могольской империи. Характеристикой садов этой эпохи является чрезмерная декоративность: появляются мозаика, искусственное освещение, помимо фонтанов и бассейнов сады украшают скульптурой, ажурными мраморными и деревянными решётками, по аллеям и дорожкам садов гуляют павлины. Помимо местных растений, начинают сажать и экзотические: гампу, гранат, яблони, бананы, могра, чамаили, королеву цветов — бара-машу, которая цветёт круглый год, за что её справедливо прозывают «12 месяцев». Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад, разбитые в те давние времена.
Вся история Индии тесно переплетена с историей развития садоводства и неудивительно, что в индийской мифологии есть «бог земельного участка» — Вастудебота. Мудрые индусы говорят: «Мой сад — моя жизнь», и при создании садов используют не только аграрную науку и дизайнерский подход, но и целое философское направление — Васту, оформившееся со временем в отдельную науку об архитектуре и дизайне жилья (индийский Фэн-Шуй). Участок земли, материал, из которого построен дом, растительность вокруг него, цвет, расположение окон и дверей — всё это, согласно Васту, факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека. Знание всех правил и законов Васту помогает жить в гармонии с природой и предохраняет от возможных напастей. Многие храмы и дворцы Индии построены с опорой на учение Васту и свидетельствуют об эффективности этой древней науки.
Всё в садах Индии направлено на то, чтобы создать среду созерцательного спокойствия и гармонии. Не зря один из самых популярных туристических маршрутов в наше время — Сады Индии.
Индийский сад в среднерусской полосе. Конечно, познакомившись поближе с великолепными садами Индии, хочется создать нечто подобное и на своём участке — уголок солнца, гармонии и радости в суровом русском климате. Попробуйте использовать малые архитектурные формы в индийском стиле и сымитировать растительность Индии. Центром композиции может стать ротонда, увитая виноградом или огуречной лианой. Посадите вокруг побольше рододендронов, лиан, папортников, рябинников, и поставьте фикусы в кадках, а позади них — сумах, курангу, бобовник.
При написании статьи использовались книги:
С. Капур «Васту»;
М. С. Рандхава «Сады через века».
См. также:
Сады Мира. Часть 2: Италия, Капля за каплей, Чтобы деревья были большими