В 2002 году по всему миру прогремел проект, объединивший десять выдающихся дизайнеров современности. Каждый из них предложил своё виденье номера отеля в одной из десяти крупнейших столиц мира. Задача у дизайнеров была одна — передать атмосферу города, используя язык интерьера. В России об этом проекте стало широко известно во многом благодаря тому, что комната, посвящённая Москве, была признана одним из лучших проектов. Так, о Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) в России узнали абсолютно все заинтересованные.
И хотя далеко не каждый москвич согласится со своеобразным представлением дизайнера о российской действительности, изобретательность и тонкий юмор художника были оценены по достоинству. Доминирующий цвет, разумеется, красный, основной лейтмотив — серп и молот, подушки — в форме маковок церквей. Словно подвешенная в воздухе кровать, которая является смысловым центром интерьера, укрыта покрывалом с изображением карты города, чтобы путешественник мог изучать столицу, не вставая с постели. Страстный, даже агрессивный интерьер, лаковые стены, отражающие свет многочисленных ламп, стеклянный пол, словом, динамизм и энергия. Именно так видит Москву дизайнер.
Но «Московская комната» — далеко не единственное творение Гаэтано Пеше. За долгие годы работы он создал множество удивительных вещей, пропитанных огромным талантом и тонкой иронией. В своём творчестве он всегда старается дойти до самой сути, а созданная им мебель обязательно несёт в себе скрытое послание, адресованное новому владельцу. Помимо функциональности и удобства, она наделяется иными свойствами, помогающими человеку раскрыться.
Глубокая идея, философский смысл — вот, пожалуй, главное, что объединяет разноплановые работы дизайнера. Каждое из его творений является плодом долгих размышлений о настоящем, будущем, о судьбах людей, об их мечтах и предназначении. Яркие образы, зашифрованные в проектах Пеше, заставляют людей переживать сильные эмоции.
Гаэтано Пеше родился в 1939 году в городе Специя на севере Италии. В 1959—65 годы он изучал архитектуру и промышленный дизайн в Университете Венеции. С 1962 года он занимается проектированием мебели (для компаний CASSINA, B&B Italia, BERNINI, VENINI, MERITALIA и других). Пеше успел пожить во многих городах мира, что сильно сказалось на его подходе к дизайну. Он работает на стыке культур, и его фантазия не сдерживается условностями и национальными традициями.
Первой работой дизайнера, прогремевшей на весь мир, стало популярное и по сей день кресло UP 5, созданное в 1969 году для B&B Italia. Это пенополиуретановое кресло является частью коллекции UP и своими очертаниями напоминает тело женщины. Шар, привязанный к креслу, служит пуфом для ног и одновременно является символом несвободы. По мнению Пеше, женщины часто бывают пленницами самих себя. Кресло UP 5 стало одним из наиболее знаменитых объектов поп-арта. Предметы из этой коллекции примечательны не только своим внешним видом, но и упаковкой. Спрессованные вакуумом, они занимают совсем немного места, и лишь когда упаковка вскрывается, разворачиваются до своего нормального размера. Они выпускаются и до сих пор, причём их форма остаётся неизменной, меняются лишь цветовые решения.
Один из наиболее примечательных проектов дизайнера был представлен на нью-йоркской выставке «Италия: новый ландшафт» в 1972 году. Это проект гипотетического подземного города, возникшего в «период великого загрязнения» после 2000 года и найденного археологами в 3000 году. Он основан на концепции изолированного жилого ландшафта и отражает психологические взаимоотношения его обитателей. Здесь чувствуются беспокойство, тревога, желание смерти и одновременно страх перед ней. Экзистенциальные идеи, царившие в то время, в полной мере были выражены в этом проекте.
Кроме того, Пеше участвовал в конкурсе на лучший проект здания Всемирного торгового центра. Он предложил восстановить здания-близнецы, соединив их сердцем. Написание фразы «I love New York» («Я люблю Нью-Йорк») с сердечком вместо слова «love» уже давно стало традиционным. Этот значок дизайнер и решил использовать для реализации своей задумки. Внутри сердца предполагалась мемориальная зона, а сам торговый центр должен был по-прежнему располагаться в башнях. Кажущаяся простота проекта — продуманный ход со стороны Пеше. По заявлению самого дизайнера, на фоне его проектов другие кажутся слишком сложными, нацеленными на профессиональную оценку. Его же концепция подкупает своей искренностью и глубокой идеей, заложенной в её основе.
Нельзя не упомянуть такие работы дизайнера, как софа Sunset in New York (1983 год), напоминающая вид города, где в настоящее время поселился Пеше, стулья и столы из расплавленного пластика Samson and Delilah (1983 год), серии ламп, созданные в 1986 году (такие как Airport, Square и Bastone), виниловые вазы, изготовленные для FISH DESIGN в 1994 году, (Lava Vase, Vase Amazonia, Lemon Juice Vase и другие) и, конечно, серию мебели Nothing’s Perfect (что в переводе означает «ничто не совершенно»).
Предметы одинаковой формы изготовлены из пластика разного состава и цвета. Таким образом, дизайнер старался передать идею того, что ни одна вещь не может существовать в единственном, совершенном варианте и что каждая из них красива по-своему.
Дизайнер и философ, любитель сочных красок и популяризатор новейших технологий и материалов, Гаэтано Пеше не боится пускаться в самые смелые эксперименты, исследуя свойства цветов и возможности различных фактур. Каждая его работа — отдельная история, своего рода притча, рассказанная на языке дизайна. Думающих людей он приглашает поразмышлять, прочим же предлагает забавную игру, которая не может наскучить.
См. также:
Тошиюки Кита: вещи с душой, Рон Арад: мастер сложных форм, Вернер Пантон: игра длиною в жизнь