Витражи в современном интерьере играют доминирующую роль. Они как магнитом притягивают к себе взгляды, и завораживают переливами солнечного света, который преломляется в кусочках цветного стекла. Технология изготовления витражей весьма трудоёмка. Традиционно, его делают из отдельных кусочков цветного стекла, которые вырезаются по заданному рисунку и соединяются между собой свинцовым, медным или латунным профилем со стальными вставками.
Существуют также различные техники изготовления витража. Ниже речь пойдёт о технологиях, которые применяет Студия художественного стекла «НикАрт». Подробнее об этой студии вы можете почитать здесь.
«Тиффани»
Стёкла соединяются между собой при помощи протяжек — металлических элементов из различного металла (обычно, свинца, меди, латуни, мельхиора и цинка) и различных профилей. Витражи в технике «Тиффани» являются разновидностью витражей, собираемых с помощью протяжек; в данном случае каждый кусок стекла оборачивается с торца медной фольгой, клейкой с одной стороны, и затем всё вместе пропаивается оловянно-свинцовым припоем. Техника «Тиффани» позволяет выполнять прочные витражи — как в плоскости, так и объёмные витражи сложных форм.
«Фьюзинг»
В витражах, выполненных в технике «фьюзинг», куски стекла соединяются между собой под воздействием температуры в печи при наложении друг на друга или на подложку из специального стекла. В данной технике можно создавать рельефные изображения и придавать требуемую фактуру стеклу. Данная техника может существовать как самостоятельно, так и в качестве отдельных фрагментов витражей, собранных в той или иной технике.
«Молирование»
Это особый метод формования стекла, основанный на способности разогретой до пластического состояния стекольной массы деформироваться под действием собственного веса. При молировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы. Данная техника позволяет создавать как отдельные композиции из стекла, так и вставки в другие витражи.
«Склейка»
Склейка стекла в УФ-лучах позволяет соединить между собой основу и элементы витража с помощью различных клеев. В основном, здесь применяются оптические клеи, быстротвердеющие под воздействием ультрафиолетовых лучей, и клеи более вязкие, как правило, двухкомпонентные, с большим временем отвердения. Применяется как самостоятельно, так и в витражах, выполненных в других техниках.
«Роспись по стеклу»
В этой технике могут применяться как краски холодного отвердения, так и краски, требующие последующей термообработки. Они являются более прочными, разнообразными и долговечными. В основном, роспись применяется как дополнительная техника в классическом витраже.
«Алмазная грань»
«Алмазная грань» (гравировка) и фацетирование стекла — это обработка стекла под углом к его плоскости, которая позволяет обогатить плоские поверхности за счёт многократного преломления и отражения света в толще стекла. Применяется как самостоятельно, так и в витражах, выполненных в других техниках.
См. также:
FLOS: восьмое чудо света, «НикАрт»: радужное настроение витражей, ALESSI: промышленное производство счастья